Филичева
Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М.: 2000г.
Система игр для поэтапного овладения системой речи
Как
ребенок овладевает звуковой системой языка?
Доктор педагогических наук Р. Е. Левина считает, что
ребенок с нормальным речевым развитием овладевает речью в 5 этапов.
Первый этап характеризуется тем, что
ребенок еще не различает слова по звучанию, у него отсутствует фонематический
слух. Слово воспринимается им как единый нерасчлененный звук. В этом случае
главное значение имеет интонация, с которой произносят те или иные слова. Это
вводит в заблуждение некоторых родителей, которые считают, что их ребенок
понимает значение слов, так как он правильно реагирует на угрозу или ласку. В
действительности же ребенку до 7 – 8 месяцев важно не то ,что сказано, а то,
как сказано, то есть интонация.
Чтобы доказать это, ученые заменили
слова «ладушки – ладушки» словами «капитан-капитан», но произносили их с той же
интонацией. Ребенок реагировал на последние слова точно так же, как и на
первые.
К концу первого года жизни дети
начинают воспринимать звуковой состав слова, различать отдельные звуки. Правда
они еще не разграничивают свистящие и шипящие, звонкие и глухие.
На третьем этапе (к трем годам) ребенок
начинает различать звуки, близкие по звучанию. Звуки речи ребенка становятся
все более похожими на звуки речи взрослого.
Четвертый и пятый этапы характеризуются
тем, что наблюдаются почти полная правильность активной речи, после чего завершается
процесс фонематического развития.
Отставание в развитии фонематического
слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может стать причиной
нарушения звукового оформления слов. Только при высоком уровне фонематического
восприятия ребенок может различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак –
лак, том – дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые
фонемы очень схожи по звучанию и отличаются друг от друга только звонкостью или
глухостью при одинаковой артикуляции, например Б и П, другие имеют более резкие акустические
различия, например Т и Ш, также тонкие
акустические различия имеют твердые и мягкие согласные.
Для того, чтобы выработать у ребенка
хорошую дикцию, обеспечить четкое и
благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо не
только развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать
произношение, но и развивать фонематический слух, учить его слушать речь,
различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно
воспроизводить их в слове.
А.И. Максаков, автор книги «Учите, играя»,
разрабатывая игры для ознакомления детей со звуковой стороной речи,
подтверждает, что вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают
свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь
на слух малыш контролирует свою
артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать « свое произношение к
произношению окружающих.
Развитие фонематического восприятия
осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых
и индивидуальных занятиях.
Т.Б. Филичева рекомендует начинать эту
работу на материале неречевых звуков и постепенно охватить все звуки речи, входящие в звуковую
систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только
еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Для успешного решения данной задачи
необходимо параллельно , с самых первых занятий, проводить работу по развитию
слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее
эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
В процессе логопедических занятий
ребенок должен прежде всего приобрести умение контролировать свое произношение
и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
На каждом этапе логопедической работы
по развитию способности дифференцировать фонемы можно активно использовать
звуковые символы гласных звуков, ведь, когда мы приступаем к обучению детей
дифференциации фонем, мы обязательно должны начинать с гласных звуков.
1
этап – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе игр и упражнений у детей развивают
способность узнавать и различать неречевые звуки. Можно использовать следующие
несколько дидактических игр.
«Большой –
маленький»
посадить на стулья две игрушки, одна из
которых большая, а вторая маленькая. Показать детям, что большой медведь играет
на барабане громко, а маленький – тихо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней
воспроизводить то громкий, то тихий удар в барабан. Дети отгадывают и говорят
(показывают), какой мишка только что играл.
«Что
для кого»
На наборном полотне портреты членов
семьи: мамы, папы, сына, дочки, бабушки. Объясняем детям, что каждый из них
любит кашу из определенной крупы: мама любит гречневую кашу, папа – рисовую,
сын – манную, дочка – перловую, а бабушка – гороховую. Дети должны по слуху
определить, в какой коробке нужная для каждого из членов семьи крупа. (Перед
игрой нужно дать детям возможность послушать , как шумит каждая из коробочек.)
«Веселый
музыкант»
За ширмой находятся различные музыкальные
инструменты: бубен, барабан, дудочка маленькая, дудочка большая, погремушки с
различной высотой звучания. Ведущий играет на одном из инструментов . Тот из
детей, кто первым узнает, что звучит, становится «музыкантом» и выбирает
инструмент.
2
этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На протяжении данного этапа
дошкольников учат различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на один и
тот же звук, звукосочетание, слово.
Игра
«Узнай по голосу»
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами
стоит внутри круга. Дети хором проговаривают слова и передают друг другу
игрушку «лягушка».
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, у кого в руках на последнем слове
остановится игрушка, громко квакает. По голосу водящий должен определить, кто
лягушка.
Игра
«Тихо – громко»
На наборном полотне картинки: пароход,
дудочка, мальчик, девочка.
Показываем
детям символ звука А и символ звука У. Дети сами подбирают звуки, которые
подходят для парохода, дудочки, плача мальчика и девочки. Учим детей различать,
где гудит пароход (У – У – У) – далеко(тихо) или близко(громко); какая дудочка
играет – большая или маленькая; кто плачет – мальчик («А –а – а» низким
голосом) или девочка («А – а – а» высоким голосом).
Игра
«Где чья мама»
Детям раздают картинки с изображением
детенышей домашних животных( теленка, козленка, поросенка, жеребенка, котенка,
щенка, ягненка).
Ведущий
показывает картинку с изображением домашнего животного – мамы, которая потеряла
своего детеныша и зовет его громко. Тот из детей, кто «узнал свою маму»,
произносит звукоподражание высоким тихим голосом. Если задание выполнено верно,
то мама и детеныш встречаются.
3
этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Игра
«Светофор»
Напомнить детям, что светофор
регулирует движение на дороге: он может пропустить машину, а может задержать.
Теперь дети будут показывать зеленый огонек, если услышат правильное название
картинки, и красный, если дети заметят ошибку. Ведущий показывает картинку и произносит:
«Вагон – вакон – фагон – вагом». Затем картинка меняется. Сначала игра
проводится в медленном темпе, затем темп ускоряется. Необходимо помнить, что
начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к
сложным словам.
Игра
«Слова – братья»
Для проведения данной игры можно использовать знакомые
детям символы. Они помогут найти похожие слова по общему звуку, который в них
присутствует. На наборном полотне символы: большой кружок – А, маленький кружок
– У, овал – О. Дети возле каждого из символов выставляют картинки и называют их
группами, при этом обнаруживают, что все эти слова очень похожи: ком
бак сук
дом рак лук
сом мак жук
лом лак бук
Позднее игра проводится только на слух
с использованием более сложного речевого материала: ветка
каток горка
клетка платок корка
пятка листок норка
плетка моток марка
4
этап – дифференциация слогов.
Начинать работу по формированию умения
различать слоги целесообразно с такой игры.
Игра
«Что лишнее»
Ведущий произносит несколько слогов, например на – на
– на – па. Дети определяют, что здесь
лишнее. Затем слоговые ряды усложняются, например: на – но – на, ка – ка – га –
ка, па – ба – па – па и т. п.
5
этап- дифференциация фонем
на этом этапе дети учатся различать
фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных
звуков. Для этого рекомендуется использовать игры со зрительными заменителями
гласных фонем.
Именно на этом этапе дети знакомятся с
звукоразличительными играми и учатся понимать словоразличительную функцию
звуков.
Можно привести пример использования
интересного литературного материала, который закрепляет знания детей о гласных
звуках и их заменяемости в словах, которая ведет к полному смысловому изменению.
Игра
«Мышка в норке»
Мышка
в норке росла. Мишка в норке живет.
Мышка
грызла корки. Мишка лапу сосет.
Только
грызла тоска Косолапый
тужит:
Мышку
в этой норке. «Очень скудный ужин!
И
решила от тоски: В этой норке тесно,
«Я
меняю Ы на И!» Жить
неинтересно,
какое
получилось слово? (Мишка) Как – то сыро
и темно…
Я
меняю И на О!»
Какое
же теперь образовалось новое слово? (Мошка)
Мошка
в норке живет. Это не годится:
Мошка
корку сосет. Я ведь вам не
птица!
«Неуютно
дома - Нет ни в
чем моей вины,
Целые
хоромы. Я меняю О на
Ы!»
От
кровати до ворот - Мышка в норке
сидит,
Очень
длинный переход. У нее довольный вид.
(Н.
Гоголь)
Борис
Заходер
КИТ и КОТ
В
этой сказке нет порядка: В
океан уходит КИТ,
Что
ни слово – то загадка! КОТ
на кухне мирно спит…
Вот
что сказка говорит: Все
как надо.
Жили
– были КОТ и КИТ. Все
прилично.
КОТ
– огромный, просто страшный! Сказка
стала – на «отлично»!
КИТ
был маленький, домашний. Всем
понятна и ясна.
КИТ
мяукал, КОТ пыхтел. Жаль,
что кончилась она!..
КИТ
купаться не хотел. (Полный текст сказки можно
Как
огня воды боялся. прочитать
в книге «Литература
КОТ
всегда над ним смеялся! и фантазия»/Составитель Л. С.
Время
так проводит КИТ: Стрельцова – М., 1992)
Ночью
бродит, днем храпит.
КОТ
плывет по океану,
КИТ
из блюдца ест сметану.
Ловит
кит мышей на суше.
КОТ
на море бьет баклуши!
КИТ
царапался, кусался,
Если
ж был неравен спор –
От
врагов своих спасался,
Залезая
на забор.
Добрый
КОТ ни с кем не дрался,
От
врагов уплыть старался:
Плавниками
бьет волну
И
уходит в глубину…
Обсуждали,
не спешили ,
И
в конце концов решили:
«В
этой сказке нет порядка.
В
ней ошибка, опечатка:
Кто
– то, против всяких правил,
В
сказке буквы переставил.
Переправил
«КИТ» на «КОТ».
«КОТ»
на «КИТ» наоборот!»
Ну
и навели порядок:
В
сказке больше нет загадок.
Система игр, способствующих формированию
восприятия речи на фонологическом
уровне
Фонематическое представление о звуковом
составе языка способствует совершенствованию правильного произношения, в задачи
этого этапа входит развитие функций фонематической системы.
Эта работа включает в себя два основных
направления:
- развитие фонематического восприятия/дифференциация
фонем/;
- развитие фонематического анализа
и синтеза.
1.
Уточнение
артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие,
кинестетические ощущения.
При уточнении правильной артикуляции звука, например
С,обращается
внимание
на работу артикуляционного аппарата: губы растянуты в улыбке, кончик языка за
нижними резцами. Можно использовать изображение – символ.
С помощью тактильного ощущения
уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и
холодная воздушная струя, голоса нет. Слуховой образ звука С сравнивается с
неречевыми звуками/из шарика выходит воздух, из крана течет вода/. Положение
языка подкрепляется положением руки.
2.
Выделение звука на фоне слога.
Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно
выделить заданный звук/ например, поднять флажок, хлопнуть в ладоши и т. п./.
После формирования правильного произношения этого звука проводится его
выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных
звуков.
3.
Выделение
звука на фоне слова.
Упражнения
Определение
наличия заданного звука в слове.
1.Поднять руку /или флажок и т.п./ на заданный звук.
2.Отобрать /а позднее назвать / картинки , в названии
которых есть
заданный звук.
3. «Чудо – дерево».
Украсить дерево игрушками, картинками,
в названии которых есть заданный звук.
4.Отобрать (а позднее назвать) картинки
с изображением овощей, цветов на заданный звук.
5. «Лото».
Раздать детям цветные кружки и карточки с картинками,
в названии которых есть определенный звук, или его нет. Надо разложить кружочки
и
назвать слова.
Вычленение
первого и последнего звука в слове, нахождение
местоположения заданного звука.
1.Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Ира,
Ася, Инга и т.д.
2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в
начале слов.
3.Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с
какого звука
начинается
их название: иглы, осы, уж,уши, арка.
4. Подобрать слова, начинающиеся с
заданного звука /ударные гласные/
5.Отобрать картинки, названия которых
начинаются с гласного
ударного
звука.
6.Назвать в слове первый /гласный/ и
последний /согласный/ звук.
7.Отобрать картинки, названия которых
начинаются на определенный
звук.
8.Подобрать названия одежды, овощей,
фруктов на определенный звук.
9. «Лото»
Закрыть картинки, названия которых
начинаются на определенный звук, соответствующим по цвету кружком – название цвета
начинается на этот звук, например, звук З – зеленая фишка, звук С – синяя
фишка.
10. Отгадать загадку и назвать первый
звук отгадки.
11. «Кто больше?»
Детям предлагается сюжетная картинка,
на которой предметы с изучаемым звуком. После рассматривания картинки, надо
назвать какие предметы имеют в своем названии заданный звук и где он стоит: в
начале, в середине, в конце слова. За каждое правильно названное слово дается
фишка.
12. «Найди общий звук»
Логопед называет слова / нос, фикус,
автобус, ананас, квас, лес/ и выясняет, какой один и тот же звук встречается во
всех этих словах и где он стоит.
13. «Логопедическое домино».
Игра строится по принципу домино. У
детей картинки, разделенные на две части, с изображением двух предметов.
Ребенок, начинающий игру, кладет картинку, на которой, например, НОС и СТОЛ.
Другой участник игры подбирает картинку на звук Н или на звук Л.
14. «Цепочка».
Ведущий называет слово. Следующий
участник игры определяет последний звук в слове и придумывает свое слово, начинающееся
с этого звука.
15. «Где стоит звук?»
В предложенных словах выделяем голосом
звук С, и определяем его местоположение: обозначаем на полоске солнышком.
16. «Три коробочки»
Надо разложить картинки в три
коробочки, в зависимости от того, где стоит звук в слове: в начале, в середине,
в конце.
17. «Подбери картинки»
Из предложенных картинок себе выбрать
те,, в которых заданный звук стоит в определенном месте: в начале, в середине,
в конце слов.
18. «Веселый поезд»
Перед детьми поезд с тремя вагонами,
которые перевозят игрушки. Надо рассадить всех в зависимости от положения звука
в слове: в первый вагон – если звук в начале слова, во второй вагон – если звук
в середине слова и т. д.
19. «Чудесный мешочек»
Ребенок достает игрушку из мешочка,
называет ее и определяет место звука С в
ее названии: Карлсон, свинья, снеговик, собака – пес, поднос и т.п.
20. «Рыболов»
Дети по очереди магнитной удочкой
вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют
местоположение звука в слове.
21. «Подбери слово»
Без опоры на картинки дети подбирают
слова с различным положением звука.
Развитие связной речи дошкольника
На протяжении длительного времени
основополагающей целью речевого развития детей считалось развитие
умения самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании
самостоятельную мысль (К. Д. Ушинский). Выполнение этой цели
связывалось с правильным произношением звуков и слов; правильным
употреблением слов по смыслу; правильным изменением слов согласно
грамматике русского языка.1
В настоящее
время наряду с правильностью речи выделяют и ее коммуникативную
целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин,
В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильность речи характеризуется
тем, что говорящий человек употребляет языковые единицы в соответствии
с нормами языка, а коммуникативная целесообразность речи
рассматривается как оптимальное использование языка
в конкретных условиях общения.
Изменилась
и цель развития речи детей дошкольного возраста. Она предусматривает
не только формирование навыков и умений правильной речи, но
и формирование навыков и умений точной, выразительной речи,
свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения
правил речевого этикета с учетом возрастных особенностей
и возможностей детей.
Таким образом,
основной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование
у них устной речи и культуры речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа.
Из общей
цели развития речи детей дошкольного возраста вытекает ряд частных,
специальных задач. К ним относятся: формирование словаря, воспитание
звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи,
развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической),
формирование элементарного осознания явлений языка и речи,
воспитание интереса и любви к художественному слову.
Основные
задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного
детства, при этом на каждом возрастном этапе осуществляется их постепенное
усложнение.
Содержание
речевых задач определяется лингвистическими понятиями
и психологическими особенностями овладения языком. Остановимся
кратко на характеристике каждой задачи.
1. Развитие словаря. В общей
системе работы по развитию речи в детском саду обогащение словаря,
его закрепление и активизация занимают очень большое место.
Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого
общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение
детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет
основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду
проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она
тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе
с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления
невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком
понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления.
Развитие словаря дошкольников в детском
саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности
над многозначностью слова. Раскрытие смыслового богатства многозначного
слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений
слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры
речи. Овладение звуковой системой языка, по мнению
Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи
ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование
у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического
слуха, и формирование произнесения звуков речи».
Дети дошкольного
возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения
с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры
речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного
возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением
всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться
голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Развивая
у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать
следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая
его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи;
развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного
языка; воспитывать интонационную выразительность речи. Обучение
детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие
умения передавать не только смысловое значение высказывания, но
и его эмоциональные особенности.
3. Формирование грамматического
строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической
стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов
словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний
и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически,
путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении
дошкольного образования создаются условия для освоения трудных
грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений,
для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на
освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования,
разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы
дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями
в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи. Развитие
связной речи является одной из основополагающих задач речевого
воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи
реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная
(общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении
родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного
и речевого развития.
Развитие связной речи включает развитие двух
ее форм –
диалогической и монологической речи:
а) развитие диалогической (разговорной) речи. Основной
формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая
речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие
навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную
к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать
на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными
языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более
сложной формы общения – монолога (Ф. А. Сохин);
б) развитие связной монологической речи предполагает
формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать,
строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются
на основе элементарных знаний о структуре текста и типах
связи внутри его.
Все задачи речевого развития детей тесно связаны
между собой.
5. Формирование элементарного
осознания явлений языка и речи. Осознание явлений языка
и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия
для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью.
Работа по формированию элементарного осознания
явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению
грамоте. Осознание явлений языка и речи осуществляется при обучении
правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха,
в процессе словарной работы. Детям предлагают вслушиваться
в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки
в нескольких словах, определять местоположение звука
в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе
словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова
с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по
значению), отыскивают определения и сравнения в текстах
художественных произведений. Употребление в формулировках заданий
терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления
о разграничении слова и звука.
6. Воспитание у детей интереса
и любви к художественному слову. В процессе ознакомления
детей с художественной литературой педагог формирует
у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как:
слушать и понимать художественные произведения, высказывать
суждения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие
художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть
небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников
обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический
слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические
и нравственные понятия.
Вычленение задач развития речи носит условный
характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой.
Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода
к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного
развития речевых навыков и умений.
Проблемами сюжетно-ролевой игры
занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко,
Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного
воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Характерной особенностью игры является применение в ней
предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление
анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные
качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность,
самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать
действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание.
Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки
эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является
средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на
физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка
дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая
ситуация, сюжет, роли.
Сюжет - отражение детьми в игре
определенных действий, событий, взаимоотношений га жизни и деятельности
окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других
условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более
однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов:
действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому
содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от
конкретных условий жизни детей.
В зависимости от количества
элементов и типа связи между ними выделяют следующие
Структуры сюжетов игры:
1. Сюжеты, включающие в себя одного
персонажа, одно действие в одной предметное ситуации. Связь элементов в этой
структуре определяется одной предметной ситуацией.
2. Сюжеты, включающие в себя
несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.
Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.
3. Сюжеты, включающие два
взаимодополнительных персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации.
Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное
взаимодействие персонажей.
4. Сюжеты, где наряду с
функциональным взаимодействием персонажей заданы отношениями между ними.
Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим,
изображающим, обозначающим.
Разнообразие сюжетов и содержания
определяет необходимость классифицировать их: а) бытовые игры (быт семьи,
детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На
построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в
которую он включен; игровая традиция.
Ребенок стремится к совместной
социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с
неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью
детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, как отмечают Т. В.Антонова,
Л. П.Усова, Д. Б.Эльконин.
Каждая игра имеет частные мотивы:
интерес К Тем пли иным событиям; к действиям с предметом; стремление к
совместной деятельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников;
придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности
Мотивы игры связаны с возрастом детей и
изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры.
Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений,
знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного
жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с
явлениями окружающей действительности.
Роль является средством реализации
сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок
отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени,
соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как
шофер, как врач делает укол, ставит градусник и т. д.), вступает в
разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного,
осматривает его и т. д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике,
пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех
взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее
эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель,
врач, шофер и т. д.
Сюжетно-ролевая игра возникает на
пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр.
Основные этапы ее развития были выделены Д. Б.Элькониным.
Первый этап. Основным содержанием игры являются
действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности,
хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный
характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются.
Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно
играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом
возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее
использованный в игре.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание
игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и
последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом.
Последовательность действий становится правилом. Возникает первое
взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или
направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые.
Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но
дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему
действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на
установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко
обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще
всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их
направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще
протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными
действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью.
Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными:
дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение
отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная;
она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.
Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они
строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных
симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно
повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное
время."
В игре четко выделяется
подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда
и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике
распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое
поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.
Эти уровни отражают общее развитие
сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни
сосуществуют.
При руководстве сюжетно-ролевыми
играми стоят задачи: развитие игры как деятельности
(расширение тематики игр, углубление нх содержания); использование игры в целях
воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой
игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен
направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий
характер игровой деятельности.
Азработка проблемы педагогического
руководства свэсетно-ролевыми играми началась еще » 30-х годах (Д.
В.Менджерицкая, Р. И.Жуковская). Были определэы пути целенаправленного педагогического
воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и
умственного воспитания дошкольников, были разработаны методы формирования
детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приемов с целью развития
игры и расширения ее влияния на ребенка (Т. А.Маркова, А. И.Матусик, В.
Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.).
В 60-е годы А. П.Усова впервые
сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на
основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути
дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и
положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжаются
исследования (Р. А.Иванкова, Н. Е.Михайленко, В. И.Судакова).
На современном этапе также огромное
внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С.
Л.Новоселова, Е. В.Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить
направление, для которого свойственно довольно жесткая регламентация игры (К.
Я.Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи
косвенных приемов (Н. В. Седж, Р. Л.Непомнящая). Вместе с тем теоретически
обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство
сюжетно-ролевыми играми. В нем сочетается в единое целое приобретение детьми
знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и
создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.
Приемы руководства играми детей
могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого
руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства
в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение
педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение,
помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Комплексный метод руководства представляет собой
систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной
сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных
возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игрой
включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной
деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды;
общение взрослого с детьми в процессе игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий