В нашем учреждении дошкольного образования функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для воспитанников с недостатками речи.
Целью работы ПКПП является:
своевременное оказание коррекционно-педагогическую помощи;
повышению качества дошкольного образования.
Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог.
В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, у учителя-дефектолога занимаются 20-24 воспитанника с различными речевыми нарушениями.
В начале учебного года работа начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. В первую очередь в список включаются дети старшего дошкольного возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми, принимаются другие дети, нуждающиеся в помощи.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия проводится 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических нормативов.
Для улучшения речевой ситуации в возрастных группах, в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-дефектолога оформляются в виде буклетов, памяток.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
подготовительный,
постановка звука,
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
этап дифференциации.
I. Подготовительный этап
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III. Этап автоматизации звука
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.
ЗАЧИСЛЕНИЕ В ПКПП
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом заведующего учреждения дошкольного образования на основании следующих документов:
медицинские справки (детская поликлиника, тел. регистр. – 54636)
заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи – тел ЦКРОиР – 58137);
заявления законного представителя.
Уважаемые родители!
Если у Вашего малыша есть нарушения речи,наш учитель-дефектолог:
поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;
отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;
установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.
Общий успех коррекционного обучения в условиях ПКПП определяет совместная работа учителя-дефектолога и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении недостатков речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий