среда, 15 февраля 2023 г.

Об инклюзивном образовании

  


Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. Цель инклюзивного образования - дать каждой личности адекватное образование и предоставить максимальные возможности для развития.

  В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в образовательных учреждениях и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

  Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение станет более эффективным в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Процессы, имеющие отношение к образовательной интеграции, стали отражением социально-экономических преобразований в Республике Беларусь.

 Основные ориентиры развития национальной системы образования всецело согласуются с целями и задачами инклюзивного образования, понимаемого как образование, которое предоставляет каждому человеку равные возможности вовлечения в целостный образовательный процесс и обеспечивает равные возможности социализации. Республика Беларусь может похвастаться оптимально сформированной системой образования для тех детей, которые имеют особенности в развитии.

  В образовательный процесс в нашей стране вовлечены все дети вне зависимости от их социальных, этнических, психофизических, эмоционально-поведенческих особенностей, состояния здоровья, интеллектуальных возможностей.

  В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования большинства стран мира. Введение такого образования в настоящий момент активно реализуется и в Беларуси: открылись центры по коррекционно-развивающему обучению и реабилитации детей. Это в значительной степени улучшило систему специального образования для детей с особенностями развития. За последние годы наметилась тенденция уменьшения количества родителей, которые отказываются от детей, имеющих отклонения (детей-инвалидов), и отдающих их в дома-интернаты. Именно работа этих центров оказывается очень своевременной, помогает родителям в их порой безвыходной ситуации. Такие центры дают родителям возможность реализовать свои возможности в профессиональной деятельности, не отказываться от активной общественной жизни, а дети могут учиться в обычных учреждениях образования, заводить друзей. Сегодня в Беларуси успешно работает более 140 центров по развивающему образованию и реабилитации.

 (По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Savethechildren"))

Комментариев нет:

Отправить комментарий