Речевые звуки формируются в полости рта,
форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ,
языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение
и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука,
называется артикуляцией.
Нарушения в строении артикуляционного
аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком
высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются
предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения.
Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного
аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев
способен компенсировать недостатки звукопроизношения.
Если же у ребенка имеются
несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный
язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков,
вялой, нечеткой, смазанной речи.
Поэтому основными задачами
являются:
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
Поэтому на начальном этапе для развития,
уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна
артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Произношение звуков речи – это сложный
двигательный навык, поэтому для четкой
артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
Артикуляционные упражнения способствуют
укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения
артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию;
поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения,
и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью
развития
Правила
выполнения артикуляционной гимнастики
1.Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в
день по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз.
2. Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.
2. Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.
3.Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял
упражнения медленно, плавно и четко.
4.Статические положения языка надо
удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.
5.Обязательно хвалите
ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не
получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения - это уже результат.
6. Дайте ребенку
возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся
неточными.
7.Проводить артикуляционную гимнастику лучше
в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно
использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий