«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»
Порой у родителей возникает вопрос: как
относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически
неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют
проследить ход речевого развития ребенка.
Одна из хорошо известных ошибок, связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру,
при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет им звук [с]: «шырость»
вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком
звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в
лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной
формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово.
Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого.
Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы
можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны
хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим
неправильное слово в его понимании.
Услышав неправильно произносимое ребенком слово,
необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно
сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить
его вслед за вами.
Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка
формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть
ребенок использует одну стандартную форму глагола.
Следующий тип ошибки связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания
образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги
М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», -
предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало
стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени
прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна
прилагательными. Прилагательные составляют всего 3 – 4% от других частей речи.
Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их
употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок
использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их
знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный,
злой, добрый, умный.
Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам
предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный,
слабый).
В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить
качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка
представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например, размер
с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.
Обязательно исправляйте
ошибки в речи ребенка, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над своим
чадом и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может
потерять к вам доверие.
Желаю успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий