Характерными особенностями детей с нарушениями речи является быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных
сказок о Язычке, вызывает у младших школьников интерес к органам артикуляции,
развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения
выполняются перед зеркалом). Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать
к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логической подачу
материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных ситуациях,
никогда не наскучат детям!
Зоопарк
(Е.М. Косинова)
Жил-был на свете Язычок, и захотел
он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех
животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит,
что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…
бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
О. Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к
другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется
посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай
изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел
дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка,
покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул
«но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и
вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро
на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал
причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг
подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как
работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К
сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил
Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению,
некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Тема : «Насекомые»
Трудолюбивая божья коровка
К комплексу упражнений для отработки звуков
[ш] - [ж] - [щ] - [ч]
(Т.В. Рожкова)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
— Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
— Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Тема: «Овощи» Заяц-огородник (Т.В. Рожкова) |
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. «Лопатка». Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он — шипит рядом кто-то: — Эй, заяц, ты чего тут делаешь? — Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, — отвечает Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца. «Веселая змейка». Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла. «Грибок». «Вот молодец», — удивилась белка и тут же совет дала: — Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. — А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла — медведь идет да банку с вареньем несет. «Вкусное варенье». Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет: — Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. — И ушел косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень. Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э». А перед самим вечером смотрит — волк идет, чашечку несет. — Ой, заяц, какой ты молодец! — заохал волк. — До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. «Чашечка». Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать. «Ковшик». Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень насту¬пила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. «Лошадка». Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. Исполняется песенка змеи: «ш-ш-ш» |
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий